В течение последнего месяца я сравнивал отчеты о корпоративной социальной ответственности шести крупных компаний из разных отраслей промышленности, расположенных в Области залива Сан-Франциско: Gap, eBay, Wells Fargo, SunPower и Chevron & Salesforce. Каждая из них старается подчеркнуть свой вклад в защиту окружающей средой и социальную деятельность. Предлагаю вашему вниманию информацию и практические рекомендации, собранные в процессе изучения отчетов, в т.ч. пункты, которые необходимо включать в отчет КСО, а также пункты, которые такой отчет содержать не должен.

Однако, сначала нужно задаться следующим вопросом:

Какова главная цель написания отчета о корпоративной социальной ответственности?

Приведу две основных причины:

  • оценить текущую деятельность компании и её влияние на общество и окружающую среду, чтобы знать, каким образом и в чем их можно усовершенствовать;
  • показать заинтересованным лицам, что компания вносит свой вклад в социальную деятельность и защиту окружающей среды.

Принимая во внимание данную мотивацию, выделим 5 пунктов, необходимых для составления хорошего отчета КСО:

Акцентировать внимание на будущих целях, а не на прошлых успехах.

Суть отчета КСО должна заключаться в том, чтобы понять и продемонстрировать, как осуществлялось ведение бизнеса в прошлом с тем, чтобы компания могла заложить курс на усовершенствование этой деятельности в будущем. И хотя делиться успехами Вашей стратегии КСО – это хорошо, не делайте ошибок, останавливаясь подробно на прошлых успехах и забывая про акцент на будущих целях. Отчет КСО без четких целей на следующий год подобен кораблю без компаса. Тем, кто захочет оказаться «на борту» Вашей компании, будет важно знать, куда направляется корабль.

Кроме того, будьте предельно точны при формулировке будущих целей и способов их достижения. Это поможет Вам и Вашим заинтересованным лицам измерить степень успешности плана.

Приведем примеры некоторых целей, которые можно измерить:

  • 30-процентное снижение выбросов парниковых газов в течение 10 последующих лет путем установления солнечных батарей на крышах предприятий;
  • 100-процентный переход на использование вторично переработанной офисной бумаги в течение следующего года путём разработки политики закупки экологически безопасных продуктов.

Ставьте умеренно оптимистичные и достижимые цели. Таким образом, спустя год Ваша компания может отчитаться о результатах и избежать постановки малоэффективных целей.

Обозначайте актуальные проблемы.

Каждая компания, независимо от степени отсутствия ответственности на текущий момент, может двигаться в направлении большей устойчивости. Но как такая компания может преподносить свою работу, направленную на повышение устойчивости развития, если людям известно, что процесс производства их продукции приводит к истощению окружающей среды? Такие вопросы всегда будут возникать в отношении любого предприятия, которое потребляет больше природных ресурсов и производит больше отходов, чем затрачивает. Для компании решение этих проблем является первостепенным.

Можно использовать простое высказыванием, наподобие следующего:

«Мы производим ценный продукт или предоставляем ценную услугу, которая помогает таким-то людям, и, хотя мы признаем, что создание и потребление нашего продукта или услуги действительно имеет последствия для окружающей среды и социума, мы занимаемся поиском функциональных возможностей и технологий, в которые мы готовы инвестировать, в целях снижения неблагоприятного воздействия».

Если Вам не хотелось бы признавать вредное воздействие предприятия, я бы советовал перепроверить мотивы написания отчета КСО.

Не допускайте неоправданной саморекламы.

Направьте внимание на методы экологически устойчивого производства и достойные условия на рабочих местах, стараясь избежать филантропии. Следует четко понимать, что корпоративная социальная ответственность больше касается того, как компания получает прибыль, а не того, что она делает с этой прибылью.  Безусловно, филантропия – это часть КСО, в противном случае моя организация, REACH The Future, или такие организации, как Universal Giving, не существовали бы. Однако, если работая в области КСО компания делает акцент на пожертвования и при этом игнорирует токсичное химическое загрязнение или использование детского труда, средствам массовой информации будет что посмаковать.

Необходимо завоевать доверие сторонних организаций.

Ничто так не помогает в выстраивании честности, доверия и прозрачности в работе компании в области КСО, как отчеты или заверения третьих лиц. Во многих отраслях есть уникальные средства отчетности, предназначенные для конкретной отрасли. Приведем некоторые инструменты, работающие вне зависимости от отрасли.

Включайте статистику и описательную часть.

Рассказ, описывающий проделанную работу, очень помогает получить представление о состоянии дел компании в области КСО, ее общественной деятельности и проведении мероприятий, направленных защиту окружающей среды. Тем не менее, описательная часть не дает базовых показателей ни самой компании, ни заинтересованным сторонам для проверки и оценки успеха будущих мероприятий в области КСО. Отчет КСО, изобилующий описаниями без приведения статистики производит впечатление PR-инициативы, а не искренней попытки приблизиться к измеримым результатам. Хорошо иметь и то, и другое, но больший упор следует делать на статистику.

Приведем полезное руководство, разработанное Центром Корпоративного Гражданства Бостонского колледжа, которое поможет при составлении отчета КСО: Как читать корпоративный отчет о социальной ответственности – руководство пользователя

Выводы

Создание отчетов КСО требует усилий многих людей, направленных на сбор данных, обсуждение коммуникационной стратегии и получение одобрения от всех участников. В итоге, всё возвращается к вопросу «для чего?» Для чего организации в принципе нужен этот отчет? Если ваши намерения искренни, люди примут Ваши ошибки и будут с интересом следить за прилагаемыми усилиями и Вашей стратегией по достижению большего успеха. Такая позиция порождает бренд, который является честным и имеет целостность. Если целью Вашей работы является самореклама, то отчет КСО разворошит осиное гнездо, провоцируя негативные публикации в СМИ и прочие неприятные последствия.

Это лишь часть моих соображений, и я хотел бы услышать мнение тех, кто составлял отчеты КСО и/или бучаствовал в этом процессе. Добавляйте комментарии и делитесь рекомендациями, которыми вы пользовались при создании таких документов.

Подпишитесь на нашу рассылку! Раз в месяц мы будем присылать вам дайджест лучших материалов с нашего сайта и специальные предложения.

Майкл Гутман
[Michael Gutman]
Основатель REACH The Future
,
публикация на TriplePundit